Жизнь и смерть после выборов

Несмотря на выданное чуть менее года назад поручение президента страны кладбищенское хозяйство Ростова так и не было приведено в порядок.

Сразу после подведения итогов мартовских выборов, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил: «У президента есть абсолютно стройный, понятный, последовательный и впечатляющий план по развитию страны, о чем он и говорил в своем послании Федеральному собранию. Вы знаете, что этот план, скажем так, рамочно начал оформляться с выпуском перечня поручений президента, на основе которых уже в том или ином виде будет подготовлена такая «дорожная карта».

В своей статье мы не смеем поставить под сомнение слова нашего коллеги, пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. Мы только хотим обратить внимание на один из перечней поручений президента от 9 июля 2017 г. № Пр-1330, выработанный по результатам проверки исполнения законодательства и решений президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, и на эффективность исполнения перечня поручений теми, кто обязан реализовывать политику президента в нашем регионе – руководителя исполнительной власти города Ростова и руководителя Ростовской области.

Ростовский кладбищенский кризис

Всего, на территории миллионного Ростова расположено девять кладбищ. Восемь из них действующие. Так называемое Левенцовское кладбище в настоящий момент закрыто для подзахоронения. На остальных кладбищах разрешены родственные погребения. Единственным, к настоящему моменту, полностью действующим в городе кладбищем является Северное городское кладбище (СГК) к функционированию которого существуют большие вопросы. В настоящее время кладбищенские книги СГК утеряны. Также утеряны документы о кремации.

Не известно общее количество захоронений. Новые захоронения производятся, в том числе на дорожках, нарушаются требования СанПиН, требования водоохранных зон. Принадлежащий городу крематорий практически не функционирует. Материально более доступные для населения услуги крематория гражданам не предлагаются. Кладбище почти вплотную приблизилось к жилищному комплексу «Суворовский», который отгородился от погоста стеной свежевысаженных тополей.
Простыми словами – крупнейшее в Европе ростовское кладбище, вмещающее более 500 тысяч могил и раскинувшееся на 400 гектар, «заканчивается».
Нехватка похоронных мест на кладбище и постоянный кризис управления вызывают возникновение и ротацию на нем разного рода криминальных групп и применения ими коррупционных схем.

Кладбищенская экономика

В разное время, по подсчетам сотрудников правоохранительных органов, годовые доходы орудующих на кладбище полукриминальных групп оценивались в сумму приближающуюся к 200 миллионам рублей.

Монополизация рынка похоронных услуг приносила немалые теневые доходы кладбищенскому криминалитету. В том числе за счет предоставления разного рода «услуг»: выделение новых мест погребения, подзахоронение в родственные могилы, услуги катафалки, изготовление и продажа похоронных принадлежностей (гробов, оград, венков, крестов), изготовление и установка памятников.

Стоимость похорон исчислялась суммами от 20 тыс. рублей и заканчивалась суммами превышавшими 3 млн рублей, в зависимости от площади и места захоронения.
Поступления в городской бюджет в размере 30 % прибыли от деятельности МУП «Специализированных коммунальных услуг» были минимизированы.
Сегодня, СГК - Северное кладбище обеспечивает почти 11 000 захоронений в год. Минимальная сумма затрат граждан на погребение оценивается примерно в 20 тысяч руб. Что составляет минимальный годовой оборот в сумме 220 миллионов рублей из которых примерно 55 млн рублей будут минимальной прибылью.
К этой сумме можно прибавить установку памятников. Как правило памятники устанавливает 80% родственников усопших. Стоимость простого памятника исчисляется суммами от 10 до 30000 тысяч рублей. Соответственно умножив примерный уровень затрат на 11 тысяч похорон, можно получить еще одну сумму кладбищенского оборота.
Остальные доходы получаются от кладбища в теневом исчислении. Кладбищенские бизнесмены оказывают такие небезвозмездные услуги: теневое распределение мест захоронения, где одно выделение места может стоить от 20 до 350 тысяч руб. (цена выделение места в элитном 44-м квартале). Подзахоронение родственника обходится его близким от 12 тыс. руб. (легально) до 100 и более тысяч, в случае применения «схем».

Отмечается что родственники, под любыми надуманными предлогами, часто получают отказы на согласование подзахоронений от МКУ «Служба городских кладбищ». Согласование родственных подзахоронений слишком бюрократизировано и искусственно усложнено с целю извлечения дополнительной прибыли чиновниками МКУ.
Все это, в той или иной степени существовало и существует на главном ростовском кладбище, и в разной степени на других кладбищах, вне зависимости от управляющих этими кладбищами администраций.
Все же, заявленной главной проблемой кладбищенского бизнеса в Ростове объявлена нехватка мест для новых захоронений. Решить эту проблему вот уже несколько лет пытаются региональные власти.

Пути Решения

Несколько лет назад, донскими властями было принято решение о поиске места для строительства нового кладбища. В 2014 году это привело к еще одному кризису. Когда речь зашла о размещении нового участка в районе Ростовского моря, жители прилежащего микрорайона вышли с протестом и письменным обращением к главе государства. Региональные власти отступили и губернатор отменил решение о строительстве нового кладбища в указанном районе.
Вопрос о новом погосте еще долго не находил своего решения. Пока ростовские власти, в лице тогдашнего заместителя главы администрации города по вопросам ЖКХ Владимира Арцыбашева не услышали голос влиятельного депутата ростовской городской думы Валерия Левченко.

В собственности депутата имелся земельный участок, расположенный на территории прилегающего к Ростову Мясниковского района. Как утверждают местные жители, участок расположен неподалеку от хранилища ядерных отходов Волгодонской АС и пересечен высоковольтной линией электропередач. Участок был не очень пригоден для осуществления хозяйственной деятельности, и идея вынесения ростовского кладбища за границы городской территориальной единицы пришлась очень кстати для собственника земли и курировавшего процесс её приобретения чиновника.
Участок был размежеван на две части. Одну из них, площадью 80 гектар, выкупили власти. Из них 40 гектар законсервировали, а вокруг других сорока возвели забор и построили внутри два административных здания.
Проект нового кладбища обошелся в 18 миллионов рублей. Строительство, произведенное фирмой племянника еще одного уважаемого в Ростове человека, стоило бюджету 267 миллионов. К этому необходимо прибавить стоимость земли и стоимость строительства новой дороги к кладбищу, которая обойдется региональному бюджету в 300 млн рублей. Плюс подведение к участку электроэнергии.

В итоге Ростов получил новое кладбище, площадью в 40 гектар, наискось пересеченное высоковольтной линией электропередач, что исключает использования всей пощади нового кладбища по прямому назначению. Полезной площади участка хватит для эксплуатации объекта в течение 2-3 лет. То есть, вложив почти 600 миллионов рублей в строительство и коммуникации нового кладбища, город на пару лет обеспечил себя местом для захоронений. Ещё два участка ведущие к кладбищу остались за господином Левченко. Именно к ним область в ближайшее время подведет дорогу и электричество. Именно в эту сторону и будет развиваться новое кладбище. И эти земли будут выкуплены по цене, которую установит частное лицо - депутат Валерий Левченко.

Остается один вопрос – где само решение проблемы? Потому что согласно ФЗ N8, невозможно будет хоронить население Ростова в границах другой административной единицы.

Явные недоработки
Участники рынка утверждают, что открытие нового кладбища не разрешит всего множества накопившихся проблем. Во-первых, новое кладбище не удобно. Оно распложено далеко за чертой города. Это приведет к расцвету серых схем и удорожанию похорон на действующем Северном кладбище. Во-вторых, как утверждают специалисты, «заканчивается» Северное кладбище искусственно. Это искусственно созданная проблема.
На кладбище есть свободные «островки». Местами оно просто заросло деревьями. И если кладбище очистить от стихийно выросших насаждений и провести полную инвентаризацию, оно может быть использовано по своему прямому назначению в течение еще нескольких лет.

Участники рынка задаются вопросом - почему гражданам не предлагается услуга по кремации? И сами же отвечают на него - а потому что копать и хоронить намного выгоднее. Потому что это поиск места, это снова реализация серых схем. Еще один вопрос - почему не кремируют людей у которых нет родственников. Если кремация в муниципальном крематории, официально стоит 2260 рублей, плюс небольшой участок 0.8 на 1 м для захоронения. Для чего городу нужны дорогостоящие похороны в гробах, на территории кладбища лиц у которых нет родственников? Зачем плодить забытые могилы? Согласитесь, кремирование наиболее рациональное и эффективное решение этого щекотливого вопроса.
Почему кладбище не утилизирует брошенные могилы? Имеется положительный опыт других городов. В которых процесс утилизации «забытых могил» был поставлен на учет и на крепкую хозяйственную основу. Определялись брошенные могилы, проводилась эксгумация и дальнейшая кремация останков. Этот процесс трудоемок и кропотлив, но он приносит реальные плоды.

Таким же образом, Северное кладбище, с численностью захоронений в 500 тысяч человек, могло бы функционировать бесконечно.
Очевидно, что проблемы ростовских кладбищ разрешимы, но все эти мероприятия требуют огромного труда и занимают много времени. Для начала наведения хозяйственного порядка и оптимизации функционирования действующих в Ростове кладбищ требуется проведение их полной инвентаризации.

Инвентаризация

Что даст ростовскому похоронному бизнесу инвентаризация? Как утверждают эксперты - сразу же откроется возможность для многочисленных подзахоронений для родственников. К тому же, откроются и множественные места для новых захоронений, которые сейчас распределяются по теневым схемам. Ревизия вскроет существующие на кладбище, подготовленные под продажу, так называемые «мавзолеи».
К тому же, выявится множество незаконных захоронений. Где, при пылком желании, правоохранительные органы смогут обеспечит себя работой на годы вперед. Выявленные захоронения будут сличены с существующими списками. Будет проведён учет размеров выделенных участков. В настоящее время, размер одного участка составляет 2.30 на 2.30 м, но эта норма соблюдается не повсеместно. С учетом обнаруженных новых площадей и освобожденных старых, Северное и остальные городские кладбища смогут функционировать еще очень долго и удовлетворять нужны миллионного города.

Оппозиция

В настоящее время, против инвентаризации кладбищ активно выступает руководство МКУ «Служба городских кладбищ», а именно заместитель директора Игорь Усиков. Доводы противников состоят в том, что бюджет Ростова якобы финансово «не потянет» высокую цену, которую придется инвестировать в инвентаризацию. Усиков называет сумму порядка 400 млн. рублей. В тоже время, депутат ростовской городской думы Анатолий Котляров уверен в том, что инвентаризация всех городских кладбищ может быть произведена за более скромные средства.

- После того, как я услышал на очередном совещании от Усикова, в чьем фактическом ведении находится кладбище, и чье муниципальное предприятие умудрилось генерировать убыток в 10 миллионов рублей, цифру 400 миллионов, я мягко говоря, очень удивился. Кладбище не может быть планово-убыточным как трамвай по-определению. Это говорит об уровне управления. В силу своего образования мне прекрасно известны способы и стоимости инвентаризации земельных объектов, вне зависимости от того, могила это или завод, подстанция или элеватор. Инвентаризацию всех кладбищ Ростова можно провести за 200 миллионов рублей. Причем если процесс растянуть на пару лет - то можно заставить те деньги, которые сегодня работают в тени выйти наружу и провести инвентаризацию без затрат из бюджета. Т.е. планово-убыточное предприятие сделать доходным для города. И я не просто делаю громкие заявления. Это не просто критика существующего положения вещей. Все о чем я говорю можно реализовать на практике. В городе есть компетентная команда, которая может организовать работу. Но это будет работа без криминала, без теневых схем, в белом, чистом и прозрачном свете. С полной ответственностью – комментирует депутат Котляров.
По мнению господина Усикова, инвентаризация к тому же, приведет к раскрытию персональных данных лиц. Но есть опыт Челябинска в котором работники кладбища через суд доказали, что устанавливая памятник, человек автоматически дает согласие на разглашение персональных данных своего родственника.
Инвентаризация и приведение в порядок похоронного хозяйства – единственный законный метод, который позволит разорвать коррупционные цепи сковавшие ростовский кладбищенский бизнес. Весь процесс регистрации смерти и назначения места поочередного захоронения может быть перенесен в электронную базу. А вписав все это в компьютерную программу город может адаптировать программный продукт под получение госуслуги через официальный сайт. Всё это, работая в электронном виде, поможет гражданам сэкономить их драгоценное время и уменьшить психологические и материальные затраты в процессе прощания с умершим родственником.
Цель нынешнего руководства МКУ и солидарных с ним руководителей Северного кладбища – не допустить проведения инвентаризации. Ни в коем случае не вскрывать теневые схемы и расположение на кладбище свободных мест. В этом они видят угрозу своим интересам, падение нелегальных доходов руководителей кладбища и чиновников МКУ. В недрах руководства кладбищенского бизнеса Ростова существует серьезная коррупционная заинтересованность. Иными словами, после появления программной возможности реализации потребностей граждан в погребении их родственников через сайт госуслуг, так называемые «кладбищенские» из «серых кардиналов» распределителей и «крестных отцов» похоронного бизнеса превратятся в обычных хранителей книг. МКУ «Служба городских кладбищ» останется лишь ведущий книгу учета и надзирающей за санитарным состоянием и благоустройством мест погребения. Более у МКУ не остаётся никаких рычагов для получения своей коррупционной заинтересованности.
Резюмируя вышесказанное - чиновники и представители неформальных теневых структур, контролирующие кладбищенский бизнес, не проводят инвентаризацию в Ростове потому, что просто не могут выдумать новую схему относительно честного отъёма денег у граждан.

Знак свыше

Тут грянул июль 2017 года, в котором вышел долгожданный многими Перечень поручений президента РФ № Пр-1330 по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, проведенной Контрольным управлением Президента Российской Федерации.
Перечень поручений президента оказался, как никогда кстати для уставших от кладбищенского кризиса донских властей. В поручении президента была подробно описана вся последовательность шагов и действий, направленных на приведение в порядок сферы ритуальных услуг. В перечне поручений значились такие пункты как: организация оказания гарантированного перечня услуг по погребению умерших на безвозмездной основе по принципу «одного окна» в системе обязательного пенсионного страхования. Проведение инвентаризации действующих и неблагоустроенных (брошенных) мест погребения (кладбищ) для исключения искусственного дефицита мест погребения и в случае необходимости резервирование земель для размещения мест погребения в рамках территориального планирования. Государственная регистрация прав собственности на существующие места погребения, включая неблагоустроенные (брошенные) места погребения.

Пассивность власти

Очень похоже, что у донских властей отсутствуют как воля, так и желание что-то делать в сфере упорядочения кладбищенского хозяйства Ростова. Одна сомнительная попытка строительства нового кладбища была описана нами выше. Это конечно, какое-то «движение», но вело оно не в сторону эффективного решения проблемы. Отсутствуют какие-то подвижки и в нормативно-правовой части. А ведь изменение нормативной базы просто необходимо всем участниками рынка. С 2015 года в регионе нет адекватной правовой базы для осуществления работы кладбищ. Искусственно тормозится принятие новых постановлений и решений. Всем структурам, контролирующим рынок, очень удобно существовать в рамках 148 и 550 постановлений ростовской городской думы. Для структур, контролирующих кладбищенский бизнес Ростова, разумный уровень решение проблемы в настоящее время это мнение возглавляющих МКУ «СГК» чиновников Морданова и Усикова.

Позиция нынешнего сити-менеджера Ростова в отношении Северного кладбища за последний год не была обозначена никак. Также никак не была обозначена позиция по данному вопросы губернатора Ростовской области.

В то же время, очень ясно была обозначена позиция президента страны по всему спектру вопросов затронутых в нашей статье. Позиция президента была озвучена в его программе - в виде официально данного поручения президента РФ № Пр-1330 о наведении порядка в сфере погребения и похоронного дела. Ответственными за исполнение поручений обозначены премьер министр и высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Как видим, из приведенного выше перечня поручений президента в Ростове пока что не выполнено ничего.
То ли чрезмерная занятость, то ли кладбищенская мафия мешают губернатору и сити-менеджеру выполнять поручения президента. Нам ясно одно - даже самые здравые и положительные устремления центральной власти, оформленные в программные поручения президента, попросту игнорируются на местах. Что дает козыри в руки оппозиции и позволяет населению думать о кризисе власти и кризисе управления в стране.

Что это, как не искусственная накачка протестных настроений. Как ни саботаж и косвенное противодействие реализации президентской предвыборной программы?

Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.